У́льман Лив (Ullmann) (р. 1938), шведско-норвежская актриса. Играла в театрах Норвегии, США (на Бродвее) и др. С 1957 в кино. Мировое признание получила в фильмах режиссера И. Бергмана: «Персона», «Час волка», «Стыд», «Страсть», «Шёпоты и крик», «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу», «Осенняя соната». Героини Ульман - страстные, эмоциональные женщины, олицетворяющие доброе начало. Среди других фильмов: «Эмигранты», «Поселенцы», «Ночной посетитель», «Потерянный горизонт», «Отречение», «Любовь». В 1992 поставила фильм «Софи».
* * *
УЛЬМАН Лив - У́ЛЬМАН (Ullmann) Лив (р. 16 декабря 1938, Токио), норвежская актриса кино и театра.
Одна из самых ярких представительниц бергмановского кинематографа, воплотившая главное в позитивной философско-художественной программе режиссера - императив деятельного сочувствия к человеку. Спутница жизни И. Бергмана (см. БЕРГМАН Ингмар) в 1965-69.
Раннее детство провела в США, в 1945 переехала с матерью в Норвегию. В 17 лет оставив школу, уехала в Лондон, где училась на курсах актерской игры. Вернувшись в Норвегию, играла в Национальном театре в Осло и других театрах страны. В кино впервые снялась в 1957.
Известность Ульман принес дебют у Бергмана - психологически сложная роль внезапно онемевшей актрисы в философской драме «Персона» (1965), где, как и в фильме «Страсть» (1969), достоянием зрителя стало смятенное сознание героинь, переживающих глубочайший разлад с окружением и с самими собой. Эта линия в творчестве Ульман нашла развитие в фильмах «Шепоты и крики» (1971) и «Лицом к лицу» (1975); однако параллельно актриса раскрывает диаметрально противоположную ипостась своего дарования - образ сильной, самоотверженной женщины, готовой на любые жертвы во имя любимого человека. Таковы подруга мятущегося художника Альма в «Часе волка» (1966), Эва Русенберг в «Стыде» (1967), цирковая артистка в «Змеином яйце» (1977). Беспощадным нравственным максимализмом отмечены образы Марианны в этапном произведении Бергмана 1970-х гг. - «Сценах из супружеской жизни» (1972), и Евы в «Осенней сонате» (1977), где Ульман сыграла в дуэте с Ингрид Бергман (см. БЕРГМАН Ингрид).
Находясь в зените славы, которой актриса была обязана во многом работе с И. Бергманом, Ульман несколько лет проводит в Голливуде и в Нью-Йорке, где с успехом исполняет театральные роли на Бродвее (в 1970 и 1974 ее удостаивают звания «лучшей актрисы года»). В числе лучших театральных работ Ульман - роль Норы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом». В 1970-90-е гг. много снимается в фильмах американских и европейских режиссеров; репертуар актрисы неравнозначен: наряду с несомненными художественными удачами - эпической дилогией Яна Труэля «Эмигранты» (1971) и «Поселенцы» (1972), комедией М. Моничелли «Давайте надеяться, что будет девочка» (1985), психологической драмой В. Жигмонда «Длинная Тень» (1992), - в нем есть и «проходные» ленты: «Леонор» (1974) Л. Бунюэля (см. БУНЮЭЛЬ Луис) и другие.
В 1980-е гг. Ульман заявила о себе как о кинорежиссере, сняв новеллу в канадском фильме «Любовь» (1982), а спустя еще 10 лет - фильм о нелегкой судьбе независимой женщины в 19 веке «Софи» (1992). Ее позднейшая режиссерская работа - фильм «Исповедальные беседы» (1996), основанный на автобиографическом романе Бергмана. Ульман принадлежит мемуарная книга «Изменения» (1977, русский перевод 1987).